Главное -> Детская библиотека -> Дети и школа

Дети и школа

Перепечина, Я. Собираем портфель [Текст]: готовность №1 / Я. Перепечина // Здоровье школьника.- 2016.- №8.- С. 30 – 32.

Август даёт родителям отмашку к началу марафона «Соберём ребёнка в школу». Дело это непростое. Особенно если это первый в семье ученик. Ведь школьно-письменных товаров - море! И если мелкую канцелярию заменить нетрудно и не очень накладно, то рюкзак или ранец - покупка важная. Поэтому и подходить к выбору нужно со всей серьёзностью.

Часто внимательные и заботливые родители будущих первоклашек приглядываться к главной составляющей экипировки школьника начинают заранее: обращают внимание на других учеников и их рюкзаки, ищут в магазинах и Интернете. И это правильно, конечно. Но прежде чем искать, нужно понять, что же именно мы ищем. Хороший рюкзак младшего школьника должен отвечать нескольким требованиям.

Удобство

Непременные атрибуты хорошего ранца - всё то, что будет щадить здоровье наших детей и делать их школьную жизнь как можно более комфортной. Поэтому ищем чудо с широкими плотными регулируемыми лямками, большим количеством отделений, карманов и кармашков для всего необходимого и удобной крепкой ручкой.

Размеры

В рюкзак должна помещаться папка формата А4. Но слишком громоздкие «чемоданы» неудобны, как бы привлекательны внешне они ни были. Даже если до и от школы таскать «груз знаний» будем мы, любящие родители или бабушки-дедушки, до кабинета нашим детям придётся нести свой скарб самостоятельно. Слишком большие ранцы отравляют жизнь не только самим первоклассникам, но и окружающим: перегораживают проходы между рядами и мешают всем ходить, цепляются друг за друга в коридоре и задевают школьников и учителей.

Вес

Здесь критерий один - чем легче пустой ранец, тем лучше. Поэтому сразу отказываемся от образцов с большим количеством нефункциональных «красивостей», ведь они значительно увеличивают общий вес.

Жесткость конструкции

У рюкзака обязательно должны быть твёрдое дно и упругие, хорошо держащие форму бока и стенки. Ведь в противном случае он не сможет стоять, его содержимое будет мяться, съезжать на одну сторону и перекатываться, а наш школьник - мучиться. Кроме того, обратите внимание на наличие ортопедической спинки. Она должна быть не просто простёгана в разных направлениях, но иметь выраженный рельеф, чтобы плотно прилегать к спине ребёнка и поддерживать правильную осанку.

Надежная фурнитура

Обязательно проверьте всевозможные молнии, застёжки, карабины и остальные детали «тюнинга» на прочность, удобство и безопасность. А ещё лучше - дайте их опробовать самому первокласснику Ведь это ему предстоит каждый день по многу раз открывать-закрывать все отделения и карманы. И хорошо, если это не будет составлять для него труда, но при этом застёжки не станут открываться самопроизвольно, в самый неподходящий для этого момент.

 Безопасность

На или в рюкзаке не должно быть ничего, что может поранить самого ребёнка или тех, кто рядом. Зато на нём должны быть

светоотражающие элементы. Если их нет, но в остальном рюкзак отвечает всем требованиям и понравился вам, приобретите и обязательно прикрепите к нему брелок или наклейки со светоотражающим эффектом. А ещё рюкзак непременно должен легко мыться, быстро сохнуть и, по возможности, выдержать хотя бы пару лет интенсивных перегрузок. Ну, и цена не должна быть заоблачной, а то ведь так и до инфаркта недалеко, если вдруг с рюкзаком случится что непредвиденное. А с нашими детьми и их вещами это непредвиденное происходит сплошь и рядом. Но за всеми этими важными требованиями, которые мы предъявляем к ранцам, важно помнить о том, что в большинстве наших школ нет шкафчиков, в которых дети могли бы хранить вещи. И получается, что рюкзак - маленький кусочек дома для любого школьника, а уж для вчерашнего детсадовца - тем более. Поэтому, кроме всех вышеперечисленных качеств, хороший рюкзак должен обладать ещё одним непременно нравиться самому первокласснику.

Важные мелочи

Не меньше, а возможно, больше самого ранца интересует первоклашек и его содержимое. Его, конечно, нужно приобретать, руководствуясь советами учителя. Но есть некоторые нюансы, на которые неопытные родители не обратят внимания. Зато родители, прошедшие боевое крещение школой, готовы поделиться полученными эмпирическим путём знаниями.

Мелочи, которые стоит учесть:

• Размер папки для тетрадей должен быть больше размеров стандартных тонких тетрадок, потому что многие тетради на печатной основе в обычные папки не помещаются.

• Линейки выбирайте недлинные (до 20 см) и непрозрачные, их удобнее использовать при чтении, чтобы не потерять строку.

• Цветные карандаши должны быть мягкими. Перед покупкой обязательно попробуйте, как они пишут. Очень удобны трёхгранные и акварельные карандаши. Последние довольно дороги, но зато пишут так мягко и легко, что детям очень нравится ими пользоваться.

• В качестве мешка для сменной обуви или физкультурной формы лучше использовать не полиэтиленовые пакеты, а специальные тканевые. Они крепче и удобнее. Учитывайте и то, что в мешок для сменки должна без особого труда помещаться зимняя обувь.

Ластик, я тебя знаю!

Какими бы взрослыми ни казались нам наши первоклашки, практика показывает, что свои вещи они часто плохо знают «в лицо», а потому путают, теряют, а потом не могут найти или определить, их ли это собственность. Поэтому учителя начальных классов и опытные родители в один голос советуют: подписывайте всё. То есть абсолютно всё, от рюкзака до каждого карандаша или ластика. Кроме фамилии и имени, желательно указывать класс. Ведь дети умудряются забывать свои вещи в самых неожиданных местах, вплоть до подоконника в туалете. Если предмет совсем уж мал, то пишите хотя бы инициалы и класс. Три буквы и одна цифра много места не займут, зато помогут растеряше найти и опознать свою утрату.

Последнее лето дошкольного детства

Вот и всё, ну, или почти всё закуплено. Ждут своего часа новенький рюкзак и его разноцветное и невероятно красивое и манящее содержимое. А в наших силах сделать для детей ещё кое-что: обеспечить им яркие впечатления. Пусть последнее лето дошкольного детства наших будущих первоклашек будет счастливым, незабываемым и полезным.

• Не нужно заставлять чадо часами читать, писать и считать. Лучше вместе займитесь составлением гербария (заодно и подготовите ребёнка к изучению интересного предмета «Окружающий мир») или по итогам летних поездок, дел и впечатлений создайте фотоальбом, который потом можно будет показать одноклассникам. Пусть ваш фотограф снимает первую ягоду, красивого жука, редкий цветок или двойную радугу – всё то, что тронуло, удивило или восхитило его, а потом подпишет свои работы.

• Если у вас растут юные любители кулинарного искусства, займитесь заготовками на зиму. Хрустящие солёные огурчики или ароматное варенье - не только красивое, но и очень вкусное воспоминание о лете.

• Хорошо бы запасти и то, что потом пригодится для поделок: жёлуди, листья растений, засушенные цветы, каштаны, семена и многое другое, применение чему наверняка придумает неудержимая детская фантазия.

• А ещё можно попробовать вести дневник. Пусть на его страницах останутся первые неумелые, немного корявые, но зато очень искренние записи, которые потом можно будет перечитывать долгими зимними вечерами.

 

Картинки по запросу школьник здоровье пнгЦыпленкова, О. Нажми на точки [Текст]: гимнастика мозга / О. Цыпленкова // Здоровье школьника.- 2018.- №6.- С.78

Сделайте перерыв в учебных занятиях, чтобы с помощью предлагаемых упражнений снять усталость, утомление глаз, максимально быстро сконцентрировать внимание. А также развить организационные навыки, умение читать вблизи и вдали (книга - доска), согласованность работы глаз, мотивацию в освоении материала. И, что важно, принять удобную позу для активной учёбы.

Заземляемся

Встаньте удобно, расслабьтесь. Пальцами руки прикоснитесь

к точке, находящейся под нижней губой. Другую руку расположите чуть ниже пупка пальцами вниз. Удерживая точку под нижней губой на вдохе, представляйте, что вместе с воздухом в вас входит энергия земли. А на выдохе верните её обратно. Сделайте 4-6 полных циклов такого дыхания, чтобы максимально «поднять энергетический фонтан». Далее поменяйте руки местами и повторите упражнение 4-6 раз.

Выходим в космос

Встаньте удобно, расслабьтесь. Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся над верхней губой. Другую руку положите на крестец вдоль срединной линии тела. Удерживая точку над верхней губой во время вдоха, представляйте, как по позвоночнику поднимается энергия, расслабляя каждый позвонок. Сделайте 4-6 полных циклов дыхания, чтобы энергия, поднимаясь по позвоночнику и далее вдоль головы (как капюшон), доходила до точки над губой. Поменяйте руки, повторите упражнение.

 

 

Штейн, А. Наизусть? С удовольствием! [Текст]: дошколенок / А. Штейн // Здоровье школьника.- 2016.- №9.- С. 24 – 26

Будущим первоклашкам на занятиях по подготовке к школе частенько задают учить наизусть стихи. И это не случайно. Чтение наизусть - своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая определить, насколько человек готов к школе, нет ли у него проблем, которые могут помешать успешной учёбе.

При подготовке к предстоящим испытаниям стихам стоит уделить особое внимание. Желательно, чтобы в поэтическом репертуаре будущего первоклашки было как минимум 4-5 стихотворений, которые он сможет рассказать осмысленно и выразительно. Но для этого мало зазубрить не очень понятный текст - его нужно освоить и прожить...

Что проверяется при чтении стихов наизусть?

Коммуникативные навыки.

Если ребёнок без особых проблем может продекламировать стихотворение перед незнакомыми людьми в малокомфортной обстановке собеседования, он легко адаптируется к школьным требованиям.

Произвольность.

Чтобы выучить мало-мальски серьёзное стихотворение, необходимо сделать над собой определённое усилие. А умение осознанно и целенаправленно заниматься сложным, а подчас и малоприятным делом - важнейший признак готовности к школе.

Текстовое мышление.

Невозможно запомнить и внятно и выразительно прочитать стихотворение, не понимая тончайших оттенков его смысла, иногда далеко не очевидных. То есть чтение наизусть требует достаточно высокого уровня развития текстового мышления, необходимого будущему первоклашке.

Артикуляция.

При чтении стихов особенно заметны незначительные дефекты артикуляции, в обычной речи сглаживающиеся.

Фонематический слух.

Если ребёнок упорно путает окончания поэтических строк, не понимает, что такое рифма, и не слышит её, это может свидетельствовать о     нарушении фонематического слуха, без которого невозможно нормальное обучение письму и чтению.

Формируем репертуар

Однако не будем забывать, что наша задача - вовсе не поразить слушателей артистическими талантами чада или собственным изысканным поэтическим вкусом, а помочь будущему первоклашке продемонстрировать, насколько он готов к школе, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.

Хитросплетенья слов

Поэтический язык даже в самых, казалось бы, общеизвестных и несложных стихотворениях иносказателен. В нём много метафор, редких и устаревших слов. Не понимая их, запомнить и хорошо рассказать стихотворение крайне сложно. Поэтому, прежде чем приступать к заучиванию стихотворения, стоит проверить, понимает ли его маленький декламатор.

•        Убедитесь, что ребёнок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.

•        Чётко объясните ему незнакомые слова. Если речь идет о неизвестных реалиях - найдите подходящие картинки в энциклопедии или Интернете.

•        Особое внимание обратите на средства художественной выразительности: метафоры, гиперболы и т. д. Объясните ребёнку, зачем их употребляет автор, что он имеет в виду.

•        Когда всё станет ясно, обязательно прочтите стихотворение ещё раз: медленно и чётко, чтобы у ребёнка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.

Ну, а как же, собственно, учить стихи? Стратегия будет во многом зависеть от того, какой канал восприятия информации является для вашего ребёнка доминирующим: слух, зрение или тактильная память.

Слушаем...

Аудиалами называют людей, у которых ведущий канал восприятия - слух. Такому ребёнку важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.

• Прочтите вслух первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Для аудиала это звуковые маяки, опираясь на которые, он быстрее запомнит текст.

• Попросите повторить первую строчку. Если есть неточности - поправьте и прочтите её ещё раз. Когда она будет воспроизведена без ошибок - переходите ко второй.

• Повторите первую и вторую вместе, и так пока не уляжется в голове всё четверостишие.

• Лишь после этого переходите к следующей строфе. Потом повторите первую и вторую строфу вместе, и т. д.

• Попробуйте вместе сочинить или подобрать из известных вам песен нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошими музыкальными способностями, они легко выучивают тексты, положенные на музыку. Кроме того, так лучше слышно ритм.

Смотрим...

Визуалы легче воспринимают зрительную информацию. Поэтому ребенку-визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе всё, о чём в нём говорится.

• Прочтите стихотворение вслух и разберите вместе все непонятные места.

• Предложите ребёнку закрыть глаза и попытаться представить себе всё, о чём вы будете читать. Ещё раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться зрительный образ каждой строфы. Возможно, это придётся проделать 2-3 раза.

• Попросите его открыть глаза и нарисовать то, что он видел. В результате у вас получится своеобразный комикс: графический конспект стихотворения.

•Опираясь на этот «картинный план», ребёнок должен попытаться воспроизвести текст. Обычно это удаётся не с первого раза, но всё же достаточно быстро.

• Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них книгу.

Действуем...

Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам (ведущий канал восприятия - движение). Им вообще сложно бывает надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле. Но и здесь есть «волшебные приёмы».

• Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.

• Предложите «смотать клубочек из стихотворения». Пусть наматывает нитку на палочку, а вы медленно и ритмично читаете стихотворение вслух.

• Пусть ребёнок попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдёт на лад.

• Убираем клубочек, прячем руки за спину и «наматываем понарошку».

• Не нравится сматывать клубочек? Складываем на блюдо шарики или камешки, нанизываем бусы или собираем пирамидку. Главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием.

Выбранное вами стихотворение должно:

• соответствовать психологическим и интеллектуальным возможностям старшего дошкольника, ведь одинаково нелепо в его устах будут звучать и любовные стихи Бродского, и история про мишку, которого уронили на пол;

• быть адекватным уровню языкового развития будущего первоклассника: обилие непонятных слов и метафор существенно усложнит задачу;

• отвечать складу характера и темпераменту ребёнка. Остроумному любителю парадоксов и розыгрышей понравится учить стихи Хармса или Заходера, но они же могут поставить в тупик серьёзного уравновешенного человека, который зато с удовольствием будет декламировать назидательные басни Крылова.

 
Loading
Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
разработка сайта веб-группа «Дабл Ю»