Главное -> Детская библиотека -> Наша библиотечная жизнь -> Здоровье семьи -> Новикова А. День по биоритмам

Новикова А. День по биоритмам

Заставить ребёнка жить строго по часам бывает непросто. Да и надо ли заставлять? Часто это только себе дороже. И всё-таки родительские силы, на преодоление сопротивления режиму дня не уходят впустую. Для нормального роста, хорошего самочувствия, отличной учебы жизнь в соответствии с суточными биоритмами полезна детям любого возраста. Но особенно она актуальна для первоклассников, чтобы легче и быстрее адоптироваться к школьной жизни.

Родителям важно позаботиться, чтобы ученик всё делал более или менее по часам: ел, гулял, играл, учил уроки, ложился спать. Будильник может не зазвонить вовремя, но биологические часы никогда не подведут. Если, конечно, школьник хорошо себя чувствует, не переутомлён и лёг спать когда положено.

Доброе утро!

Многие ученики засиживаются допоздна над уроками, поэтому в школу их не добудишься, зато в выходные вскакивают ни свет ни заря, не давая родителям отоспаться. Не заставляйте детей оставаться в постели. Пусть они живут по внутренним часам, связанным с биоритмами. По сути это программа жизнедеятельности и развития отдельных органов, систем, всего организма в целом. По суточным биоритмам наш организм настраивает все остальные - недельные, месячные, сезонные, годовые, а также циклы, определяющие скорость роста ребёнка, периоды физиологического вытяжения, формирование органов и систем. Чтобы не сбить настройку биологических часов, важно следовать режиму дня, а главное - строить его в соответствии со всплесками и спадами активности организма.

5.00. Почки отдыхают, мышцы дремлют, обмен веществ замедлен - словом, полнейший штиль в организме. Ребёнок сменил несколько фаз сна и, в принципе, уже готов пробудиться. Если по какой-то причине требуется встать рано утром, смело ставьте будильник на 5 утра. В это время детям в принципе проснуться легче, чем, скажем, в 4 или в 6 часов утра.

6.00. Срабатывает биологический будильник, который готовит организм к пробуждению. Надпочечники выбрасывают гормоны бодрости - адреналин и норадреналин, которые повышают артериальное давление, заставляют сердце биться чаще, активизируют обмен веществ, работу органов дыхания и других. Словом, гормоны делают всё необходимое, чтобы школьник встал с постели бодрым и в хорошем настроении.

 

7.00. Настал звёздный час для иммунной системы. Отправьте ребёнка принять контрастный душ, активизирующий защитные силы организма. Иммунитет самоотверженно сражается с вирусами, бактериями и прочими болезнетворными микроорганизмами. Кроме того, сейчас реально лучше усваиваются, чем в другое время суток, антибактериальные, противовоспалительные и другие лекарственные средства, назначенные врачом.

8.00. Золушка пищеварительной системы - печень - взялась за чистку организма. Она трудится изо всех сил, нейтрализуя конечные продукты обмена веществ. Отсюда и плохой аппетит за завтраком. Не перекармливайте школьника - лучше дайте ему что-нибудь поесть с собой. Никакого масла, сметаны и майонеза за утренним столом - разве что совсем чуть-чуть. В этот час нельзя перегружать печень жирными продуктами, иначе ребёнка будет тошнить. А вот еда, содержащая медленные углеводы - например, различные каши или хлопья, мюсли с йогуртом - будут очень кстати.

9.00. Растёт активность нервной системы. Подготовку к контрольной или тестированию лучше проводить на первом уроке, пока внимание учеников не рассеялось, а мозг не начал страдать от информационного стресса. Делать прививки и посещать стоматолога тоже лучше в это время, потому что чувствительность к боли снижается.

10.00. Детский организм достигает пика работоспособности (он продлится примерно до полудня). Школьным учителям стоит использовать это время с пользой. Контрольные, олимпиады, мозговые штурмы, творческие задания будут будут выполнены с более высокими результатами, чем на последних уроках. Это же относится и к спортивным успехам. На физкультуре, которая идёт вторым или третьим уроком, школьники лучше сдают нормативы. Кроме того, дети получают больше удовольствия от физической активности.

Учебный полдень

Считается, что дневное время для учёбы самое лучшее. И это так и есть. Но и тут наблюдаются подъёмы и спады активности.

11.00.         Ученик в отличной форме. Биологический компьютер - мозг - моментально решает трудные задачки, а пламенный мотор - сердце активно разгоняет кровь по сосудам. В этот час школьники запросто усваивают большие объёмы нового материала. Большие нагрузки не ощущаются. Главное - не допустить падения уровня сахара в крови. Высокая умственная и физическая активность требует большого расхода энергии. Если ребёнок позавтракал неплотно, съеденного ему надолго не хватит. К 11 часам будет ощущаться сильный голод, который помешает сосредоточиться на учёбе. Так что между 10 и 11 часами обязательно должен быть второй завтрак.

12.00.         Это время кульминации жизненной активности. В полдень ученики способны буквально горы свернуть. Организм мобилизует для этого все имеющиеся в резервы. Хоть сейчас пиши трудную контрольную или сдавай проверочные тесты.

13.00.         Ребёнку пора отдохнуть. Сейчас происходит временный спад внутренних процессов. Печень и поджелудочная железа, отвечающие за переход гликогена в необходимую мозгу глюкозу, трудятся вполсилы. Поэтому они не обеспечивают клетки мозга достаточным количеством топлива. Так что самое время пообедать, чтобы запастись необходимой энергией на оставшуюся часть учебного дня.

14.00.         Силы на нуле, реакции замедлены, голова пустая. И это понятно: после обеда кровь отлила от мозга к желудку. Если в расписании стоит алгебра или физика, можно не сомневаться, что материал не будет усвоен. Да и проверочная работа, написанная на последних уроках, учителя не порадует. Самые подходящие предметы в конце школьного дня - рисование, музыка, труд. А как насчёт физкультуры? Тут нужно учитывать, что дети только что поели, а на полный желудок тренироваться нежелательно! Если старшекласснику пора идти к репетитору, необходимо поддержать мозговую активность едой. Актуальны овощи, фрукты, кисло - молочные продукты, мясо, рыба, орехи.

15.00.         Пора сделать перерыв в занятиях - прогуляться на свежем воздухе, а младшекласснику можно и поспать часок-другой, если есть желание. Во сне мозг перерабатывает полученную информацию, помогая усваивать новый материал. Поэтому не удивляйтесь, что ребёнок, который уже отказался от дневного сна, снова вернулся к нему в первом классе.

16.00.         Интеллектуальный и физический спад. Подождите часок, прежде чем усаживать школьника за уроки. Пусть он ещё немного отдохнёт, а заодно и перекусит - настало время полдника.

Планы на вечер

17.00.         Энергия ученика бьёт ключом. Самое время сесть за уроки. Сейчас ученик сделает их быстрее, чем в другое время, и допустит меньше ошибок. Это также отличное время для занятий с репетитором, посещения урока музыки, танцевального кружка или спортивной секции.

18.00.         Пора на вечернюю прогулку или в бассейн. Мышцы требуют движения, а вот умственная работоспособность немного снижается. Однако ребёнок вполне способен продолжать делать уроки.

19.00.         Это сложный момент, когда обостряются все проблемы - от нервного тика до аллергии. Все устали за день, у взрослых тоже сдают нервы.

Но ругать школьника за двойки и плохое поведение не стоит - можно перегнуть палку. Да и у ребёнка сейчас не лучший эмоциональный фон, поэтому легко спровоцировать у него нервный срыв. Если ученик заболевает, это станет заметно именно сейчас. Если он уже болен, симптомы проявляются особенно ярко. Так что приглашать врача лучше вечером: меньше риск ошибиться с диагнозом. А здорового ребёнка самое время кормить ужином. На сытый желудок многие проблемы решаются автоматически.

20.00. Ради интереса поставьте ребёнка на весы - вес будет максимальным за сутки. Пока проверяете уроки, разрешите детям играть в компьютерные игры: сейчас повышаются концентрация внимания и скорость реакции. Кроме того, самое время доделать учебные задания.

Спокойной НОЧИ

21.00. Если старшеклассник забыл выучить к завтрашнему дню теорему, стихотворение или отрывок текста, это не беда. В это время память особенно остра и способна освоить огромный объём самой разной информации. Младшим же детям, особенно первоклассникам, пора отправляться в постель. И это не обсуждается.

22.00.         Кровь переполнена лейкоцитами, сейчас в миллилитре крови почти в два раза больше, чем утром. Это иммунная система перед сном проверяет состояние организма. У ребёнка немного снижается температура тела. Вот теперь пора готовиться ко сну старшим школьникам.

23.00. В этот поздний час большинство ребят уже должны видеть сны. Тело расслабляется, но при этом не теряет время зря - в организме полным ходом идут восстановительные процессы.

24.00. Пока дремлющее сознание блуждает в лабиринте сновидений, мозг продолжает трудиться. Он раскладывает по полочкам полученную за день информацию и отбрасывает всё ненужное.

1.00. Детский сон очень чуток. Так что приглушите звук телевизора и вообще ведите себя потише, если ещё не спите. Кроме того, у детей повышается чувствительность к боли. Травмированная на уроке физкультуры коленка или проблемный зуб, скорее всего, разноются именно сейчас.

2.00 Почти все органы отдыхают, и только печени нет покоя. Она чистит спящий организм, освобождая его от конечных продуктов обмена - шлаков.

3.00. Сейчас нижняя граница физиологического спада. Артериальное давление - ниже некуда, пульс и дыхание - предельно редкие.

4.00. Мозг снабжается минимальным количеством крови и ещё не готов к пробуждению. Зато слух обострён до предела. Ребёнок может легко проснуться от малейшего шума. Отключите телефоны - и домашний, и мобильные - на случай, если в этот ранний час кому-нибудь вздумается потревожить покой вашей семьи неурочным звонком.

В заключение отметим, что медики и педагоги считают четверг самым тяжёлым днём недели с точки зрения биологических ритмов. В этот день, по возможности, отмените учебные предметы, требующие большой умственной нагрузки, контрольные, тестирование, откажитесь от дополнительных занятий.

Зарядка для совы

Если утреннее пробуждение даётся ребёнку с трудом, научите его упражнениям, прогоняющим сон.

1.      Закройте глаза и вращайте ими вверх-вниз и вправо-влево (10 раз). Повторите упражнение с открытыми глазами.

2.      Уберите из-под головы подушку, максимально согните ноги и расслабьте живот. Надуйте его на вдохе, а потом не спеша выдохните (10 раз). Вдохните, расширяя грудную клетку и втягивая живот, затем сделайте медленный выдох с открытым ртом (10 раз).

3. Вытяните ноги, поочередно сгибайте и разгибайте стопы (15 раз).

 
Loading
Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
разработка сайта веб-группа «Дабл Ю»