Главное -> Школа ответственного родительства -> "Не позволяй себе бояться!" -> Баулина М. На экзамен как на праздник
Баулина М. На экзамен как на праздник
Деды современных школьников подкладывали в ботинки пятаки, отцы высовывались из окна и размахивали учебниками с призывными криками: «Халява, ловись!» Что посоветовать тем, кому сейчас предстоит сдавать экзамены? Как победить мандраж, справиться с паникой и сохранить самообладание, даже если на устном экзамене достался несчастливый билет? Как вести себя родителям, если их ребенок сдает первый в своей жизни экзамен?
Правильный настрой.
Не пугайте детей оценками
Как известно, результат экзамена зависит не только от знаний ученика, но и от многих других факторов. Важнейшим из них является эмоциональное состояние школьника или абитуриента.
Волнение - показатель мотивации человека и его стремления получить желаемое. Неудачно сданный экзамен может серьезно повлиять на будущее: например, девушка откажется от планов получить высшее образование и решит поторопиться с замужеством, а вчерашний старшеклассник наденет солдатские сапоги.
В то же время, у мандража имеются и более глубокие причины. Для многих школьников заветная пятерка на экзамене - доказательство их интеллектуальной состоятельности и превосходства над одноклассниками, а для абитуриентов - пропуск на более высокую ступень социальной лестницы. Неудивительно, что многие учащиеся испытывают панический страх перед экзаменами. Двойка по математике становится не просто свидетельством неправильной операции с логарифмами, но и болезненным ударом по самолюбию. Сильные эмоции мешают человеку сосредоточиться, в результате чего он теряет контроль над собой.
Еще в начале двадцатого века психологи, изучающие проблемы мотивации, обнаружили, что с ее усилением повышается качество выполнения задания, но лишь до определенного предела. Если мотивация слишком высока, результат ухудшается. Вот почему учащиеся допускают «глупые» ошибки на экзаменах. Чтобы не создавать ребенку лишних поводов для волнения, не нужно пугать его плохими оценками, предрекая карьеру дворника или уборщицы. Как и в любой другой ситуации, накануне экзамена детям важно чувствовать поддержку родителей. Школьник должен быть уверен, что ваше отношение к нему не зависит от полученной оценки. Если сыну или дочери предстоит поступать в институт, обсудите запасные варианты действий на случай провала.
Оставьте за ребенком право самому решить, нужно ли сопровождать его на экзамен. Кого-то успокаивает мысль о том, что где-то под дверью «дежурит» мама, а кому-то, наоборот, мешает собраться с мыслями.
Смешные и нелепые ученические приметы также способны помочь справиться с волнением. Привычка надевать на экзамен все новое или, наоборот, «счастливый» костюм - это способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все будет хорошо. Поэтому школьнику полезно вспомнить все, что ассоциируется с успешно сданными экзаменами, чтобы использовать «хорошие приметы» в качестве своеобразных ритуалов.
Не позволяй себе бояться!
Чтобы научиться контролировать свои эмоции, прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и «медвежья болезнь», заставляющая несчастного школьника метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко, считая до четырех во время вдоха и выдоха. Даже в самую жаркую погоду ребенку может понадобиться свитер или кофта, чтобы справиться с ознобом. Физический комфорт помогает даже самым боязливым ученикам почувствовать вместо паники легкую нервозность.
Очень часто, оказавшись перед аудиторией, учащиеся начинают несколько утрированно проявлять свое чувство страха: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю!» Тем самым они провоцируют слушателей на то, чтобы их убеждали в обратном, а также способствуют возникновению похожих эмоций у «товарищей по несчастью». Ведь бояться вместе гораздо веселее. Но на некоторых людей коллективный страх оказывает парализующее воздействие. Если ваш ребенок - из числа последних, посоветуйте ему не участвовать в сеансе коллективного мандража, отойти в сторонку, побродить по коридору или еще раз повторить материал.
Не следует снижать уровень тревоги какими-либо лекарственными средствами или помогать ребенку «взбодриться» с помощью крепкого кофе. Это вмешательство в нормальную работу организма, который уже через два-три часа отреагирует на «насилие» прямо противоположным образом: подросток будет жаловаться на апатию, заторможенность, раздражительность, головную боль или, наоборот, почувствует беспричинную эйфорию. Чтобы поддержать силы абитуриента, лучше предложите ему чашку крепкого чая и шоколадку.
Секрет успеха: зубрежка, шпаргалки и оптимизм
В стрессовой ситуации человек теряет способность к творчеству. Вот почему так важно, чтобы значительную часть необходимой информации школьник был готов «выдать на автомате». Мнение о том, что зубрить материал вредно и неэффективно, справедливо для всех ситуаций, кроме экзамена. Основные правила, формулы и теоремы должны быть именно выучены наизусть, даже если учащийся так и не сумел до конца разобраться в них. Чтобы самостоятельно вывести их на экзамене, не хватит ни сил, ни времени, а ведь именно формулировки основных правил и законов - излюбленные «дополнительные» вопросы многих преподавателей.
Не заставляйте ребенка раньше ложиться спать, если он хочет подольше посидеть за учебниками, и не убеждайте его в том, что «перед смертью не надышишься». Выученное или повторенное за день до экзамена школьник воспроизведет гораздо легче, чем прочитанное неделю назад.
Хорошей поддержкой не слишком прочным знаниям могут оказаться шпаргалки. Сам процесс их подготовки способствует лучшему запоминанию материала. Потом их следует несколько раз прочитать, а перед тем, как отправиться на экзамен... оставить дома. Использовать шпаргалки по назначению стоит только в том случае, если очевидно, что без них школьник не справится. Лучше рискнуть быть пойманным на списывании после того, как были исчерпаны другие возможности, чем лишиться последнего шанса сдать экзамен.
Настройте ребенка на то, что при ответе на вопрос нужно думать не о том, чего он не знает, а о том, что можно сказать, даже если достался «плохой билет». К бодрому изложению нескольких тезисов преподаватель отнесется более благосклонно, чем к робкому шепоту.
Во время устного ответа можно специально упустить какие-то важные моменты, чтобы спровоцировать преподавателя на дополнительные вопросы по хорошо известному материалу.
Перед тем, как начать отвечать, стоит бросить взгляд на вид из окна, чтобы не дать своему сознанию сузиться до размеров листочка бумаги или лица экзаменатора. Понимание того, что за пределами этой страшной комнаты кипит совсем другая жизнь, придаст школьнику уверенности и оптимизма.