Главное -> Школа ответственного родительства -> "Не позволяй себе бояться!" -> Баулина М. На экзамен как на праздник

Баулина М. На экзамен как на праздник

Деды современных школьников подкладывали в ботинки пятаки, отцы высо­вывались из окна и размахивали учебниками с призывными криками: «Халява, ловись!» Что посоветовать тем, кому сейчас предстоит сдавать экзамены? Как победить мандраж, справиться с паникой и сохранить самообладание, даже если на устном экзамене достался несчастливый билет? Как вести себя роди­телям, если их ребенок сдает первый в своей жизни экзамен?

 

Правильный настрой.

 

Не пугайте детей оценками


Как известно, результат экзамена зависит не только от знаний уче­ника, но и от многих других фак­торов. Важнейшим из них явля­ется эмоциональное состояние школьника или абитуриента.

Волнение - показатель мо­тивации человека и его стрем­ления получить желаемое. Не­удачно сданный экзамен может серьезно повлиять на будущее: например, девушка откажется от планов получить высшее об­разование и решит поторопиться с замужеством, а вчерашний старшеклассник наденет солдат­ские сапоги.

В то же время, у мандража име­ются и более глубокие причины. Для многих школьников заветная пятерка на экзамене - доказательство их интеллектуальной состоятельности и превосход­ства над одноклассниками, а для абитуриентов - пропуск  на более высокую ступень со­циальной лестницы. Неудиви­тельно, что многие учащиеся испытывают панический страх перед экзаменами. Двойка по математике становится не просто свидетельством неправильной операции с логарифмами, но и болезненным ударом по самолю­бию. Сильные эмоции мешают человеку сосредоточиться, в ре­зультате чего он теряет контроль над собой.

Еще в начале двадцатого века психологи, изучающие пробле­мы мотивации, обнаружили, что с ее усилением повышается ка­чество выполнения задания, но лишь до определенного преде­ла. Если мотивация слишком высока, результат ухудшается. Вот почему учащиеся допускают «глупые» ошибки на экзаменах. Чтобы не создавать ребенку лишних поводов для волнения, не нужно пугать его плохими оценками, предрекая карьеру дворника или уборщицы. Как и в любой другой ситуации, нака­нуне экзамена детям важно чув­ствовать поддержку родителей. Школьник должен быть уверен, что ваше отношение к нему не за­висит от полученной оценки. Если сыну или дочери предсто­ит поступать в институт, обсу­дите запасные варианты дей­ствий на случай провала.

Оставьте за ребенком право самому решить, нужно ли сопро­вождать его на экзамен. Кого-то успокаивает мысль о том, что где-то под дверью «дежурит» мама, а кому-то, наоборот, ме­шает собраться с мыслями.

Смешные и нелепые учени­ческие приметы также способ­ны помочь справиться с вол­нением. Привычка надевать на экзамен все новое или, наобо­рот, «счастливый» костюм - это способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все бу­дет хорошо. Поэтому школьнику полезно вспомнить все, что ассо­циируется с успешно сданными экзаменами, чтобы использовать «хорошие приметы» в качестве своеобразных ритуалов.

 

Не позволяй себе бояться!

 

Чтобы научиться контролировать свои эмоции, прежде всего, нужно обратить внимание на физиологи­ческие проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и «медвежья болезнь», заставляющая несчастного школь­ника метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм ды­хания поможет простое упражне­ние: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко, считая до четырех во время вдоха и выдоха. Даже в самую жаркую по­году ребенку может понадобиться свитер или кофта, чтобы справить­ся с ознобом. Физический комфорт помогает даже самым боязливым ученикам почувствовать вместо па­ники легкую нервозность.

Очень часто, оказавшись перед аудиторией, учащиеся начинают несколько утрированно проявлять свое чувство страха: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно прова­люсь, потому что ничего не знаю!» Тем самым они провоцируют слу­шателей на то, чтобы их убеждали в обратном, а также способствуют возникновению похожих эмоций у «товарищей по несчастью». Ведь бояться вместе гораздо веселее. Но на некоторых людей коллективный страх оказывает парализующее воз­действие. Если ваш ребенок - из числа последних, посоветуйте ему не участвовать в сеансе коллектив­ного мандража, отойти в сторонку, побродить по коридору или еще раз повторить материал.

Не следует снижать уровень тре­воги какими-либо лекарственны­ми средствами или помогать ре­бенку «взбодриться» с помощью крепкого кофе. Это вмешательство в нормальную работу организма, который уже через два-три часа от­реагирует на «насилие» прямо противоположным образом: подросток будет жаловаться на апатию, затор­моженность, раздражительность, головную боль или, наоборот, по­чувствует беспричинную эйфорию. Чтобы поддержать силы абитури­ента, лучше предложите ему чашку крепкого чая и шоколадку.

 

Секрет успеха: зубрежка, шпаргалки и оптимизм

 

В стрессовой ситуации человек теряет способность к творчест­ву. Вот почему так важно, чтобы значительную часть необходимой информации школьник был готов «выдать на автомате». Мнение о том, что зубрить материал вред­но и неэффективно, справедливо для всех ситуаций, кроме экзаме­на. Основные правила, формулы и теоремы должны быть именно выучены наизусть, даже если уча­щийся так и не сумел до конца ра­зобраться в них. Чтобы самостоя­тельно вывести их на экзамене, не хватит ни сил, ни времени, а ведь именно формулировки основных правил и законов - излюбленные «дополнительные» вопросы мно­гих преподавателей.

Не заставляйте ребенка раньше ложиться спать, если он хочет по­дольше посидеть за учебниками, и не убеждайте его в том, что «пе­ред смертью не надышишься». Вы­ученное или повторенное за день до экзамена школьник воспроиз­ведет гораздо легче, чем прочитан­ное неделю назад.

Хорошей поддержкой не слиш­ком прочным знаниям могут ока­заться шпаргалки. Сам процесс их подготовки способствует лучшему запоминанию материала. Потом их следует несколько раз прочи­тать, а перед тем, как отправиться на экзамен... оставить дома. Ис­пользовать шпаргалки по назна­чению стоит только в том случае, если очевидно, что без них школь­ник не справится. Лучше рискнуть быть пойманным на списывании после того, как были исчерпа­ны другие возможности, чем ли­шиться последнего шанса сдать экзамен.

Настройте ребенка на то, что при ответе на вопрос нужно ду­мать не о том, чего он не знает, а о том, что можно сказать, даже если достался «плохой билет». К бодрому изложению несколь­ких тезисов преподаватель отне­сется более благосклонно, чем к робкому шепоту.

Во время устного ответа мож­но специально упустить какие-то важные моменты, чтобы спровоцировать преподавателя на допол­нительные вопросы по хорошо из­вестному материалу.

Перед тем, как начать отвечать, стоит бросить взгляд на вид из окна, чтобы не дать своему созна­нию сузиться до размеров листоч­ка бумаги или лица экзаменатора. Понимание того, что за предела­ми этой страшной комнаты кипит совсем другая жизнь, при­даст школьнику уверенности и оптимизма.

 
Loading
Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
разработка сайта веб-группа «Дабл Ю»