Главное -> Школа ответственного родительства -> "Не позволяй себе бояться!" -> Мирская Н. Когда начинаются экзамены
Мирская Н. Когда начинаются экзамены
Подготовка к экзаменам - напряженный и ответственный
период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют
режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть
успешная сдача экзаменов.
В период подготовки к экзаменам меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях, а резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии. В течение продолжительного времени учащимся придется выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, письмо, математические действия и др.), что значительно снижает работоспособность и ускоряет наступление утомления.
Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка из-за продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные напряжения — все это потребует от учащихся четкого, рационального режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые обеспечили бы их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.
Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страха заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, ослабления организма после перенесенной до этого болезни, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др. Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности знаний и подготовки) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на экзамене).
Напряженная умственная работа в этот период сопровождается у подростков отрицательными психоэмоциональными реакциями - беспокойством, тревогой, волнениями, что в значительной мере отражается на аппетите и обменных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школьника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавленного мрачного настроения, обидчивости, плаксивости и др.
Многие нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются до позднего вечеpa, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.
«Как же - готовиться к экзаменам?» Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый старшеклассник, все больше тревожась по мере приближения учебного года к концу. С этим вопросом они обращаются и к учителям, и к родителям, и к старшим товарищам, уже прошедшим это испытание. От каждого из них можно получить ценный совет. Но, как правило, никто из ребят, готовящихся к экзаменам, не обращается за советом к врачу. Некоторые из учащихся скептически улыбнутся: чем же может помочь врач, что он может посоветовать при подготовке к экзаменам? И они ошибутся. Советы врача нужны, и те, кто им последует, без сомнения, сдадут экзамены легко и без особого волнения.
Что советуют врачи?
Прежде всего, режим дня в экзаменационный период не должен отличаться от обычного (если, конечно, раньше он соблюдался), т.к. при его резком изменении развивается болезненное состояние десинхроноз. Это состояние характеризуется нарушением привычного ритма работы большинства органов и систем организма, в первую очередь центральной и сердечно-сосудистой.
1. Вставать нужно, как и в учебное время, в 7.00-7.30 часов утра и не забывать о зарядке.
2. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима учащимся. Чтобы зарядка доставляла удовольствие, в нее нужно включить упражнения, которые с охотой выполнялись на уроках физкультуры. Участвовать в упражнениях должны все группы мышц, особенно мышцы плечевого пояса, шеи, спины. Зарядка и душ придают бодрость на весь день. Физические упражнения помогают быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать нервную систему. После гимнастики «период вра-батывания», т.е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.
3. Занятия лучше начинать сразу после завтрака, в то же время, что и уроки в школе, т.е. в 8.30—8.45. Занятия в утренние часы наиболее плодотворны: ведь именно в это время (с 10 до 12 часов) у большинства учащихся отмечается первый подъем уровня работоспособности.
4. Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося. Так, у части школьников с самого начала дня отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, а в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухудшается) перейти к повторению более легких вопросов.
Другие учащиеся в начале дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. В таких случаях, наоборот, следует идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.
5. Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени является смена видов деятельности. В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха - примерно через каждые 40-45 минут. Перерывы не должны превышать 10-15 минут, иначе может снизиться настрой на занятия, приобретенный во время работы.
6. Отдых не должен быть пассивным. Лучше встать из-за стола, открыть форточку, сделать несколько физических упражнений из комплекса утренней зарядки: потягивания, наклоны в разные стороны. Дать отдохнуть глазам, сделав несколько упражнений:
• быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз;
• крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;
• вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;
• в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Легкие физические упражнения и движения, а также прохладный душ во время напряженного умственного труда играют роль «физических стимуляторов».
Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и не замечать его, но отрицательное влияние этого фактора самым неблагоприятным образом сказывается на работоспособности. Утомление наступает значительно раньше из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посторонние звуки от их проникновения в сферу сознания. Понятно, что такая добавочная нагрузка на мозг является излишней, а наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины.
Через 3 часа занятий, примерно в 11.30, перерыв должен быть более длительным (30-40 минут) на 2-й завтрак, после которого можно выйти ненадолго погулять. Прокатиться на велосипеде, поиграть в мяч. После такого отдыха на воздухе можно позаниматься еще 1,5-2 часа.
После обеда с 14.00 до 16.00 отдых, во время которого нужно погулять на улице, лучше всего в парке или сквере. В хороший летний день можно сполна использовать все его возможности - поиграть в теннис, даже искупаться, если пляж недалеко. Только не следует загорать. В это время дня солнце очень жаркое и принесет только вред. Кроме того, после загорания школьник вряд ли будет в состоянии сесть за книги.
Прогулка на свежем воздухе хороша, но нужно помнить, что с 16 до 18 часов возможно еще многое выучить и повторить: в это время, как и утром, начинается второй подъем работоспособности. Ведь раньше именно в это время начиналось выполнение домашнего задания. Заниматься следует так же, как и утром, т.е. 2,5-3 часа с небольшими перерывами через каждые 40-45 минут. В 19 часов книги и тетради нужно отложить до следующего утра.
После ужина - отдых. Телевидение следует ограничить, а лучше на время подготовки к экзаменам совсем исключить из распорядка дня. Это не отдых от занятий, а дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему. Лучше еще на 1 час выйти на улицу. Прохладный вечерний воздух сразу снимет усталость после напряженных занятий. Учащимся не стоит отказываться от обычных обязанностей по дому, ведь смена деятельности - лучший отдых.
После напряженного учебного дня школьник нуждается в полноценном сне, который обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает работоспособность. Сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна обменные процессы направлены на восстановление энергетических ресурсов организма. Чтобы сон школьника был полноценным, необходимо соблюдение режима сна. Здесь родители должны быть твердыми и настойчивыми. Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера. Перед сном нужно хорошо проветрить комнату, а на ночь оставить форточку открытой. В теплые летние ночи можно спать и с открытым окном, если оно не выходит на шумную городскую магистраль. Продолжительность ночного сна в этот напряженный период должна быть не менее 9 часов.
Таким должен быть каждый день подготовки к экзаменам.
Надо заметить, что некоторые учащиеся в этот период приобретают вредную привычку заниматься поздно вечером и даже ночью. Ночная работа менее эффективна, чем дневная. Кроме того, после занятий в ночное время учащиеся недостаточно отдыхают днем, и утомление накапливается. После одной ночи, проведенной за рабочим столом, школьник несколько дней ощущает вялость, работает непродуктивно. Занятия по ночам истощают нервную систему и приводят к хроническому состоянию сонливости. Каждый человек знает, как тяжело преодолевать сонливость и как медленно при этом идет работа.
Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался слаженный ритм жизненных процессов, и если в дневные часы работоспособность повышается, то в ночные снижается до минимума. Потому-то день и является более благоприятным временем для работы, а ночь - для сна. Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную работу.
Нередко учащиеся для борьбы со сном и для подъема работоспособности в период подготовки к экзаменам прибегают к всевозможным стимуляторам. Одни пьют крепкий чай или кофе, другие принимают различные фармакологические средства. Эти стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного эффекта приводят к ослаблению функции коры головного мозга.
За день до экзамена.
Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена. Поэтому в этот день много заниматься не следует. Планировать расписание занятий нужно так, чтобы в день перед экзаменом заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе, пораньше лечь спать, приготовив заранее все для следующего дня. Утром рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры.
Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, некоторые школьники регулярно получают на экзаменах оценки ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали). Существуют и другие учащиеся, которые меньше знают, но получают высокие оценки. В связи с этим нельзя забывать о психогигиене в период экзаменов. Главное - постараться быть спокойнее. Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзаменами, целесообразно провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Роль экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а. на подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.
В день экзамена.
Нередко экзаменующиеся не столько вдумываются в вопрос билета, сколько лихорадочно следят, как спрашивают других. В таком случае лучше не изнывать в ожидании, а идти отвечать первым. Если учащийся, излагая материал, перескакивает с одного на другое без какого-либо смыслового порядка, значит, ему недостает четкости. Стремление отвечать так, будто педагог ничего не знает из сообщаемого, и составление плана ответа помогут ответить более последовательно и логически.
После сдачи экзамена не следует сразу же приступать к подготовке к следующему. Остаток экзаменационного дня — время для разрядки, отдыха, восстановления сниженной работоспособности.
Как видите, приведенные выше советы просты и легко выполнимы. А об их эффективности можно судить по такому факту: потерпевшие неудачу на экзамене часто приходят к врачу с жалобами на головную боль, головокружение, быструю утомляемость.
Постепенно в беседе выясняется, что все эти жалобы - следствие неправильно организованной подготовки к экзаменам. «Утром подолгу спал...», «Читал детективы...», «По вечерам долго занимался...», «Допоздна сидел у телевизора... » - вот из чего складывался предэкзаменационный период у этих «горе-учеников».
Таким образом, правильная организация всего экзаменационного периода (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит его отрицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов.