Главное -> Школа ответственного родительства -> "Не позволяй себе бояться!" -> Мирская Н. Когда начинаются экзамены

Мирская Н. Когда начинаются экзамены

Подготовка к экзаменам - напряженный и ответственный

период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют

режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть

успешная сдача экзаменов.

В период подготовки к экзаменам меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях, а резкое на­рушение привычного режима требует дополни­тельных затрат энергии. В течение продолжи­тельного времени учащимся придется выполнять работу с однообразными по характеру операци­ями (например, чтение, письмо, математические действия и др.), что значительно снижает рабо­тоспособность и ускоряет наступление утомле­ния.

Интенсивная умственная деятельность и по­вышенная статическая нагрузка из-за продол­жительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные напряжения — все это потребует от учащихся четкого, рационального режима дня и соблюдения гигиенических усло­вий в процессе труда и отдыха, которые обеспе­чили бы их организму высокую работоспособ­ность в течение продолжительного времени.

Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страха за­ключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, ко­торые создает ситуация повышенной ответствен­ности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, ослабления организма после пе­ренесенной до этого болезни, неумения продук­тивно работать в режиме повышенных требова­ний и др. Нередко страх вызывается понимани­ем учащимися своей беспомощности (из-за не­достаточности знаний и подготовки) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на экзамене).

Напряженная умственная работа в этот пе­риод сопровождается у подростков отрицатель­ными психоэмоциональными реакциями - бес­покойством, тревогой, волнениями, что в зна­чительной мере отражается на аппетите и об­менных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школь­ника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавлен­ного мрачного настроения, обидчивости, плак­сивости и др.

Многие нарушения организации режима са­мостоятельных учебных занятий и времени от­дыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предо­ставленные самим себе, непродуктивно работа­ют днем, а потом занимаются до позднего вечеpa, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.

«Как же - готовиться к экзаменам?» Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый стар­шеклассник, все больше тревожась по мере при­ближения учебного года к концу. С этим вопро­сом они обращаются и к учителям, и к родите­лям, и к старшим товарищам, уже прошедшим это испытание. От каждого из них можно полу­чить ценный совет. Но, как правило, никто из ребят, готовящихся к экзаменам, не обращает­ся за советом к врачу. Некоторые из учащихся скептически улыбнутся: чем же может помочь врач, что он может посоветовать при подготов­ке к экзаменам? И они ошибутся. Советы врача нужны, и те, кто им последует, без сомнения, сдадут экзамены легко и без особого волнения.

Что советуют врачи?

Прежде всего, режим дня в экзаменационный период не должен отличаться от обычного (если, конечно, раньше он соблюдался), т.к. при его резком изменении развивается болезненное со­стояние десинхроноз. Это состояние характери­зуется нарушением привычного ритма работы большинства органов и систем организма, в пер­вую очередь центральной и сердечно-сосудистой.

1.  Вставать нужно, как и в учебное время, в 7.00-7.30 часов утра и не забывать о зарядке.

2.  Физическая зарядка в период напряжен­ного умственного труда, когда дневная двига­тельная активность значительно снижена, осо­бенно необходима учащимся. Чтобы зарядка доставляла удовольствие, в нее нужно вклю­чить упражнения, которые с охотой выполня­лись на уроках физкультуры. Участвовать в уп­ражнениях должны все группы мышц, особенно мышцы плечевого пояса, шеи, спины. Зарядка и душ придают бодрость на весь день. Физиче­ские упражнения помогают быстрее ввести орга­низм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать нервную систему. После гимнастики «период вра-батывания», т.е. переход организма из состоя­ния относительного покоя (ночной сон) в состо­яние оптимальной работоспособности короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.

3.  Занятия лучше начинать сразу после зав­трака, в то же время, что и уроки в школе, т.е. в 8.30—8.45. Занятия в утренние часы наиболее плодотворны: ведь именно в это время (с 10 до 12 часов) у большинства учащихся отмечается первый подъем уровня работоспособности.

4.  Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учаще­гося. Так, у части школьников с самого начала дня отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, а в процессе занятий воспри­ятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать заня­тия с самых сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухудшается) перей­ти к повторению более легких вопросов.

Другие учащиеся в начале дня обычно ощу­щают вялость, заторможенность. Но постепен­но это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. В таких случаях, наоборот, следует идти от про­стого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.

5.  Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длитель­ного времени является смена видов деятельно­сти. В процессе занятий необходимы кратков­ременные перерывы для отдыха - примерно че­рез каждые 40-45 минут. Перерывы не должны превышать 10-15 минут, иначе может снизить­ся настрой на занятия, приобретенный во вре­мя работы.

6.  Отдых не должен быть пассивным. Лучше встать из-за стола, открыть форточку, сделать несколько физических упражнений из комплек­са утренней зарядки: потягивания, наклоны в разные стороны. Дать отдохнуть глазам, сде­лав несколько упражнений:

• быстро поморгать, закрыть глаза и поси­деть спокойно, медленно считая до 5. Повто­рить 4—5 раз;

• крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;

• вытянуть правую руку вперед. Следить гла­зами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;

• в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш­цы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Легкие физические упражнения и движения, а также прохладный душ во время напряжен­ного умственного труда играют роль «физиче­ских стимуляторов».

Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время заня­тий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и не замечать его, но отрицательное влияние этого фактора самым неблагоприятным образом сказывается на работоспособности. Утомление наступает значительно раньше из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посто­ронние звуки от их проникновения в сферу со­знания. Понятно, что такая добавочная нагруз­ка на мозг является излишней, а наиболее про­дуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины.

Через 3 часа занятий, примерно в 11.30, пе­рерыв должен быть более длительным (30-40 минут) на 2-й завтрак, после которого можно выйти ненадолго погулять. Прокатиться на ве­лосипеде, поиграть в мяч. После такого отдыха на воздухе можно позаниматься еще 1,5-2 часа.

После обеда с 14.00 до 16.00 отдых, во вре­мя которого нужно погулять на улице, лучше всего в парке или сквере. В хороший летний день можно сполна использовать все его воз­можности - поиграть в теннис, даже искупать­ся, если пляж недалеко. Только не следует за­горать. В это время дня солнце очень жаркое и принесет только вред. Кроме того, после заго­рания школьник вряд ли будет в состоянии сесть за книги.

Прогулка на свежем воздухе хороша, но нужно помнить, что с 16 до 18 часов возможно еще многое выучить и повторить: в это время, как и утром, начинается второй подъем работоспособ­ности. Ведь раньше именно в это время начина­лось выполнение домашнего задания. Занимать­ся следует так же, как и утром, т.е. 2,5-3 часа с небольшими перерывами через каждые 40-45 минут. В 19 часов книги и тетради нужно отло­жить до следующего утра.

После ужина - отдых. Телевидение следует ограничить, а лучше на время подготовки к эк­заменам совсем исключить из распорядка дня. Это не отдых от занятий, а дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему. Лучше еще на 1 час выйти на улицу. Прохладный ве­черний воздух сразу снимет усталость после на­пряженных занятий. Учащимся не стоит отка­зываться от обычных обязанностей по дому, ведь смена деятельности - лучший отдых.

После напряженного учебного дня школьник нуждается в полноценном сне, который обеспе­чивает нервным клеткам головного мозга и все­му организму достаточный отдых, вызывает чув­ство бодрости, поддерживает работоспособность. Сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевоз­буждения, истощения и разрушения. Во время сна обменные процессы направлены на восста­новление энергетических ресурсов организма. Чтобы сон школьника был полноценным, необ­ходимо соблюдение режима сна. Здесь родители должны быть твердыми и настойчивыми. Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера. Перед сном нужно хорошо проветрить комнату, а на ночь оставить форточку открытой. В теп­лые летние ночи можно спать и с открытым окном, если оно не выходит на шумную город­скую магистраль. Продолжительность ночного сна в этот напряженный период должна быть не менее 9 часов.

Таким должен быть каждый день подготов­ки к экзаменам.

Надо заметить, что некоторые учащиеся в этот период приобретают вредную привычку за­ниматься поздно вечером и даже ночью. Ноч­ная работа менее эффективна, чем дневная. Кроме того, после занятий в ночное время уча­щиеся недостаточно отдыхают днем, и утомле­ние накапливается. После одной ночи, прове­денной за рабочим столом, школьник несколь­ко дней ощущает вялость, работает непродук­тивно. Занятия по ночам истощают нервную систему и приводят к хроническому состоянию сонливости. Каждый человек знает, как тяжело преодолевать сонливость и как медленно при этом идет работа.

Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в ос­новном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался слаженный ритм жизненных процессов, и если в дневные часы работоспособность повышается, то в ночные снижается до минимума. Потому-то день и яв­ляется более благоприятным временем для ра­боты, а ночь - для сна. Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умствен­ную работу.

Нередко учащиеся для борьбы со сном и для подъема работоспособности в период подготов­ки к экзаменам прибегают к всевозможным сти­муляторам. Одни пьют крепкий чай или кофе, другие принимают различные фармакологические средства. Эти стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного эффекта приводят к ослаблению функции коры головного мозга.

За день до экзамена.

 Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена. Поэтому в этот день много заниматься не следует. Планировать расписа­ние занятий нужно так, чтобы в день перед эк­заменом заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в пар­ке, во дворе, пораньше лечь спать, приготовив заранее все для следующего дня. Утром реко­мендуется проделать все привычные гигиениче­ские процедуры.

Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, не­которые школьники регулярно получают на эк­заменах оценки ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали). Существуют и дру­гие учащиеся, которые меньше знают, но полу­чают высокие оценки. В связи с этим нельзя за­бывать о психогигиене в период экзаменов. Глав­ное - постараться быть спокойнее. Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзамена­ми, целесообразно провести предварительную ре­петицию по всем правилам настоящих экзаме­нов. Роль экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а. на подлинном эк­замене появятся уверенность и спокойствие.

В день экзамена.

Нередко экзаменующиеся не столько вдумываются в вопрос билета, сколько лихорадочно следят, как спрашивают других. В таком случае лучше не изнывать в ожидании, а идти отвечать первым. Если учащийся, изла­гая материал, перескакивает с одного на другое без какого-либо смыслового порядка, значит, ему недостает четкости. Стремление отвечать так, будто педагог ничего не знает из сообщае­мого, и составление плана ответа помогут отве­тить более последовательно и логически.

После сдачи экзамена не следует сразу же приступать к подготовке к следующему. Оста­ток экзаменационного дня — время для разряд­ки, отдыха, восстановления сниженной рабо­тоспособности.

Как видите, приведенные выше советы про­сты и легко выполнимы. А об их эффективно­сти можно судить по такому факту: потерпев­шие неудачу на экзамене часто приходят к вра­чу с жалобами на головную боль, головокруже­ние, быструю утомляемость.

Постепенно в беседе выясняется, что все эти жалобы - следствие неправильно организован­ной подготовки к экзаменам. «Утром подолгу спал...», «Читал детективы...», «По вечерам дол­го занимался...», «Допоздна сидел у телевизо­ра... » - вот из чего складывался предэкзамена­ционный период у этих «горе-учеников».

Таким образом, правильная организация все­го экзаменационного периода (соблюдение при­вычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжела­тельная обстановка) значительно снизит его от­рицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

 
Loading
Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
разработка сайта веб-группа «Дабл Ю»